«Медиатор — это и организатор переговоров, и генератор идей»

1885

Тренер-медиатор, председатель некоммерческого партнёрства «Центр разрешения конфликтов и переговорных технологий» Светлана Тоневицкая комментирует понятие медиации, федеральный закон о медиации, реальные истории разрешения конфликтов и предстоящий в апреле в Улан-Удэ межрегиональный круглый стол по вопросам применения и развития медиации.

По словам Светланы Тоневицкой, «в переводе с латинского medius – средний, занимающий середину между двумя точками зрения. Это средний путь, нейтральный и беспристрастный. А медиация – это процедура примирения конфликтующих сторон путём их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны – посредника или медиатора, который оказывает содействие для урегулирования спора. Медиация – один из альтернативных способов урегулирования споров наряду с третейскими судами и общественными организациями – они все существуют наряду с судами. Кстати, ООН тоже занимается урегулированием споров, только международных».

Светлана рассказала о мероприятии, которое пройдёт в апреле в столице Бурятии: «Межрегиональный круглый стол по вопросам применения и развития процедуры медиации, который пройдёт в Улан-Удэ в середине апреля, проводит ассоциация (некоммерческое партнерство) «Байкальская лига медиаторов» из Иркутска. Некоммерческое партнёрство «Центр разрешения конфликтов и переговорных технологий Республики Бурятия» заключило с «Байкальской лигой медиаторов» договор о совместном проведении мероприятия. Круглый стол проводится в рамках реализации проекта в сфере защите прав и свобод человека и гражданина, который называется «Ты можешь САМ!». Этот проект должен способствовать развитию института медиации, как способа защиты прав человека, инструмента снижения конфликтности, и повышения правовой культуры в обществе. Круглый стол проводится для специалистов различных сфер деятельности — это могут быть преподаватели, может быть, даже воспитатели детских садов, потому что у них бывают конфликты с родителями, могут быть специалисты, которые занимаются школьной медиацией, юристы, то есть, самый широкий круг специалистов».

Медиация опирается в России на соответствующую законодательную базу: «Федеральный закон Российской Федерации об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) был принят 27 июля 2010 года, и вступил в силу 1 января 2011 года. Этим законом регламентируется сама процедура медиации, даются определения, кто такой медиатор. Медиаторы бывают как профессиональные, так и непрофессиональные. Непрофессиональными медиаторами могут быть лица, достигшие 18-ти лет, полностью дееспособные и не имеющие судимости — обычно это уважаемые люди, к которым мы обращаемся чтобы разрешить конфликт. Если речь идёт об урегулировании споров в рамках судебного процесса, то в этом случае мы можем прибегнуть исключительно к профессиональному медиатору. Профессиональным медиатором может быть лицо, достигшее 25-ти лет, полностью дееспособное, не имеющее судимости, имеющее любое высшее образование, и прошедшее курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждённой правительством Российской Федерации. Ещё одно обязательное условие – профессиональный медиатор должен быть членом какой-то саморегулируемой организации, потому что саму процедуру медиации организует именно саморегулируемая организация — она разрабатывает правила, устанавливает критерии и требования к медиатору».

По мнению Светланы Тоневицкой, «медиация возникает исключительно из соображений экономии — она уменьшает нагрузку на судебную систему, это досудебное урегулирование споров. Очень важный момент — применить процедуру медиации можно и после обращения в суд. Сейчас во время судебного процесса судья обязан предупредить о возможности прибегнуть к процедуре медиации на любой стадии судебного процесса до вынесения решения судом. Процесс на время процедуры медиации приостанавливается на срок до 60-ти дней, и если в результате будет заключено медиативное соглашение, то суд его утвердит в качестве мирового».

У процедуры медитации есть свои ограничения: «Применение медиации ограничено в коллективных трудовых спорах, в случаях, когда это касается третьих лиц, и в рамках уголовного процесса, хотя сейчас в России развивается направление, когда медиация разрешается по отношению к малолетним правонарушителям в уголовных преступлениях небольшой и средней тяжести. Например, делить имущество супругов можно, а если речь идёт об общении с ребёнком, то в этом случае можно применить процедуру медиации в процессе судебного разбирательства, но решение по общению с ребёнком будет выноситься в виде мирового соглашения, то есть, оно обязательно к утверждению судом. Всё остальное возможно для рассмотрения в процедуре медиации – это любые коммерческие споры, гражданско-правовые сделки, все сделки, связанные с защитой прав потребителей, в частности по жилищным спорам, по спорам в сфере ЖКХ – то есть, возможно рассматривать практически всё».

По словам Светланы Тоневицкой, «у процедуры медиации есть четыре ключевых принципа — добровольность участия, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, и беспристрастность и независимость медиатора. Медиатор выступает и как организатор переговоров, и как генератор идей, а стороны смотрят, приемлемо для них это или нет. Медиативное соглашение — это гражданско-правовая сделка, которая подписывается сторонами, а если это происходит в рамках судебного процесса, то медиативное соглашение утверждается в качестве мирового».

— Медиацию можно применять, в том числе, и при урегулировании споров с государственными органами. Ко мне обратилась мама троих детей. У них была 1-комнатная квартира, которую они приобрели на материнский капитал, и в дальнейшем они решили приобрести 2-комнатную квартиру. Прежде чем приобрести квартиру, они пошли в МФЦ, где им рекомендовали сразу оформить доли на детей. Таким образом, в новой квартире были оформлены эти доли. Потом в администрации выяснилось: чтобы продать однушку, им нужно разрешение органов соцзащиты. А им там говорят — доли детей уменьшить нельзя, а эти доли теперь есть в обеих квартирах, поэтому однокомнатную квартиру продать нельзя. А люди заняли денег, купили двухкомнатную квартиру, и им надо продать однокомнатную, чтобы рассчитаться с долгами. В конечном итоге им было отказано, и после этого мы вместе проанализировали действующее законодательство. Мы выяснили следующее — нельзя уменьшать долю детей и в денежном эквиваленте, и в квадратных метрах. Тогда у нас возникла такая идея — в новой квартире есть доля родителей, и если они подарят свою долю детям, то у них будет возможность продать первую квартиру без ущемления прав детей. В результате семье разрешили продать однокомнатную квартиру, и мы решили этот вопрос за 15 рабочих дней. А в суде решение органов соцзащиты оспорить было бы очень сложно, потому что формально оно было правильное».

По словам Светланы Тоневицкой, «помимо круглого стола 20-го апреля состоится семинар для всех желающих, который называется «Введение в медиацию», по итогам которого будет выдаваться сертификат. На семинар нужно предварительно записаться, позвонив по телефону 8 9025 63 38 77 — это всё будет бесплатно, и, самое главное, направлено на популяризацию медиации среди населения для того, чтобы люди могли обращаться для разрешения своих споров к такому замечательному институту, как медиация».