Адвокат — медиатор

1147
— Лучшее дело — то, которое удалось не довести до суда, — считает известный адвокат и общественный деятель Анатолий Кучерена, отметивший вчера 60-летие.
На его счету десятки громких процессов, по многим из которых можно снимать фильмы.
«Это Оливер Стоун, Сноуден и я. Оливер, когда увидел, говорит: «Что такое, я не похож на себя, слишком вытянут подбородок»», — показывает шарж Анатолий Кучерена.
А вот Эдварду Сноудену шарж понравился, добавляет Анатолий Кучерена. Но больше не раскрывает никаких секретов своего самого известного доверителя в мире. Адвокат, по книге которого писали сценарий для фильма Оливера Стоуна о Сноудене, до сих пор получает звонки от режиссеров.
«Я сам не думал никогда, что буду адвокатом Эдварда Сноудена, но когда пришел факс из Шереметьева ко мне в офис, сюда, где указано, что Эдвард Сноуден приглашает меня на встречу, я подумал, что это розыгрыш какой-то», — рассказывает Анатолий Кучерена.
И действительно едва ли не каждое дело, которое вел Анатолий Кучерена, достойно внимания кинематографа. Настолько они громкие. «Дело о коробке из-под ксерокса», прогремевшее на всю страну в 1996-м, — настоящий политический детектив. Психологический триллер — убийство Льва Рохлина в 1998-м. Анатолий Кучерена защищал вдову генерала, которая оказалась на скамье подсудимых, но больше нуждалась в помощи врачей.
Он никогда не говорит «мой клиент», исключительно «мой доверитель». Оправдывать это доверие порой приходилось высокой ценой. Кучерена получал угрозы, в 1998-м пережил покушение.
«Мысли не было повернуть назад, потому что я уже неоднократно говорил, что меня можно уничтожить как биологическое существо, но нельзя уничтожить мои принципы. То, что я делаю, я считаю, эта работа должна вестись, мы должны помогать людям», — говорит Анатолий Кучерена.
В 2006-м после трагедии с Андреем Сычевым — самое известное дело о дедовщине в армии — Кучерена добился прозрачности расследования, стал одним из первых общественников, которому удалось пробиться в военную часть. Это было первым серьезным достижением молодой на тот момент Общественной палаты России, у истоков создания которой стоял Кучерена. Первые собрания проходили в его офисе.
«Я остаюсь романтиком гражданского общества и вообще романтиком», — говорит адвокат.
Комната, где в 2010-м Кучерена примирял Филиппа Киркорова и режиссера Марину Яблокову. После громкого конфликта на съемочной площадке, казалось, стороны никогда не смогут пожать друг другу руки. Но Кучерена сделал невозможное. Редкое качество — уметь примирять людей — не раз спасало его доверителей.
«Вообще мое кредо по жизни, если так говорить, то, конечно же, не жалеть ни о чем, а просто из каждой ситуации делать выводы. И если я делаю свою работу и это мне нравится, у меня это получается, это и есть счастье», — признается он.
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, настоящий тяжеловес в области права Анатолий Кучерена в свои 60 остается в замечательной форме. А как иначе — адвокат еще и молодой папа.