В апреле начнется Всероссийская перепись населения. И похоже, что в реестре здравствующих мы не досчитаемся многих наших сограждан. По данным Росстата за 2020 год население страны сократилось на 510 тысяч человек — впервые с 2005 года. Было 143,8 млн., стало 143, 2.
Убыли россиян власти тут же нашли логическое объяснение. Дескать, коронавирус. Но за время пандемии количество летальных исходов от ковида в России было чуть ли ни самым низким в мире, около 30 тысяч человек, а в мир иной ушло полмиллиона.
Вопрос необходимо ставить шире. Что случилось за совсем короткий промежуток времени, когда в 2019 году убыль населения, по данным Росстата, вместе с прибывшими мигрантами, была 32 тысячи 130 человек. А уже ровно год, на 1 января 2020 г., свыше 500 тысяч, то есть, ускорилась в 16 раз?!
Выступая в конце декабря на заседании президиума РАН академик физики Роберт Нигматулин заявил, что население страны, сокращается катастрофическими темпами, во многом — по социально-экономическим причинам. И до 2025 года этот процесс, скорее всего, останется стабильным: население и дальше будет уменьшаться примерно на полмиллиона в год.
Ситуация, на первый взгляд, странная. С начала 2019 года в стране действует масштабный национальный проект «Демография», по которому реальный прирост населения в России должен начаться с 2022 года. Понятно, что вряд ли устойчивый рост состоится. Если осенью 2020 года ожидалось, что к 2024 году отрицательная демография будет не меньше 1,2 млн. человек, то сейчас уже – около 2 млн.
Принятие нацпроекта не случайно и своевременно. По рождаемости и смертности в России в последние годы были провальные показатели. С 2011 по 2014 г.г убыль составляла по 190-320 тысяч человек.
Видимо, всплеск рождаемости в 2019 году и уверенность в завтрашнем дне россиянам придал именно стартовавший нацпроект с объявленными многочисленными льготами – и по материнскому капиталу (уже по первым двум детям), и по льготной ипотеке, по поддержке многодетных семей, и прочим позициям. Но всего через год для россиян всех этих льгот уже как бы не существовало.
Значит, не они играют главную роль в демографии, не деньги и не прямые выплаты. Главное, как говорится, погода в доме, то есть, в стране. А вот такого социально-экономического климата пока не предвидится.
— Есть точка зрения, что падение рождаемости — это следствие демографических ям, которые у нас периодически повторяются с времен Великой Отечественной войны, — говорит академик РАН, научный руководитель Института океанологии Роберт Нигматулин.- Абсолютная глупость. Число женщин детородного возраста в 2015 году примерно такое же, как и в 2020 году. Та волна уже затухла. Если исходить из такой логики, то можно вспомнить и Гражданскую войну, и войну 1812 года.
В выступлении на президиуме Академии я назвал две причины сложившейся ситуации в демографии: первая – недостаточное финансирование здравоохранения. В долях к ВВП оно в 2 разе меньше, чем в Европе. И в 1,5 раза меньше, чем в «новой Европе». Как только финансирование отрасли сокращается, сразу увеличивается процент смертности. В ближайшие 2-3 года финансирование здравоохранения будет сокращаться.
Второй момент – падение доходов населения, риск безработицы. Женщины опасаются рожать больше одного ребенка.
— Но как поправить эти дела…
— Пафос моего выступления на президиуме РАН в том, что Академия должна сказать, что делать с экономикой, как выходить из кризиса. У Академии есть такая принципиальная программа, ее необходимо отправить Владимиру Путину. Иначе роста в стране не будет никакого, а это очень опасно…
В общем, ситуация в России с демографией не внушает оптимизма. Это при том, что для молодых семей введены многочисленные льготы, действуют реальные программы поддержки. Численность населения по странам и континентам отслеживают многие структуры, начиная от ООН и Всемирной организации здравоохранения и заканчивая российскими институтами. Прогнозы до 2050 года по нашей стране сильно колеблются. От оптимистических – 146 миллионов человек, до пессимистических – 71 млн.
Но большинство аналитиков сходятся на мысли, что нынешняя численность населения России к 2050 году может остаться примерно на сегодняшнем уровне только в случае, если мы запустим в страну в массовых количествах переселенцев из Китая и Средней Азии.