Примирение – дело техники

1722

Призыв кота Леопольда «Давайте жить дружно!» – может воплотить в жизнь даже тот, у кого сейчас длительный и глубокий разлад со своими близкими. Ему надо просто обратиться к специалисту, владеющему технологией урегулирования конфликта, – к медиатору. Об этой удивительной и необычной пока профессии мы поговорили с медиатором, председателем Некоммерческого партнерства «Владимирская региональная ассоциация медиаторов» (НП ВРАМ) Еленой Фоминой.

Во Владимире работают медиаторы

Медиация в Гостиной примирения.

Переговоры с посредником

 — Медиация вошла в нашу жизнь совсем недавно, и многие еще не знают о том, что это такое.

— Федеральный закон о медиации начал действовать с 1 января 2011 года. В это же время первые медиаторы появились и во Владимире. А в 2013 году была создана наша организация. Первые шаги – это главным образом просветительская работа, преодоление предубеждения к стороннему вмешательству в конфликт, первые медиации…  С декабря 2017 года мы реализуем проекты по развитию семейной медиации на безвозмездной основе, выигравшие гранты Президента России и профинансированные Фондом президентских грантов. Такая поддержка позволила проводить примирительные процедуры бесплатно для супругов, конфликт которых затрагивает интересы детей.

— Что же такое медиация?

— Буквально – примирение. Или переговоры с участием независимого посредника – медиатора. Медиация способна переориентировать стороны спора, не навязывая им какие-либо правила, но помогая достигнуть нового восприятия их отношений, восприятия, которое разделяют все стороны конфликта, и которое разворачивает их позицию навстречу друг к другу.

Медиация – это деятельность, направленная на решение проблем при урегулировании конфликтных ситуаций через переговоры с участием нейтрального посредника или примирителя. Иными словами, это сама работа – навыки, опыт, искусство, талант – медиатора. Ну, например, мама обращается в суд с иском о лишении отца ребенка родительских прав. Она делает это, потому что папа недостойный человек, или есть другие причины? С семьей начинает работать медиатор, и выясняется, к примеру, что мама пошла в суд с одной целью: получить возможность съездить с ребенком за границу. Тогда почему отец запрещает это? Боится, что мама увезет ребенка навсегда? Мама настроена лишить ребенка отца, а это обязательно отразится на будущем малыша. И медиатор помогает бывшим супругам прояснить истинные интересы каждого из них. Поиск решения зависит от того, захотят ли стороны мирно решить свой конфликт, будут ли договариваться, опираясь на интересы и потребности каждого, и прежде всего на интересы ребенка.

Важно знать, что медиация гарантирует конфиденциальность, добровольность участия, равенство сторон, нейтральность и независимость посредника.

Бесплатно – для посетителей Гостиной

— О медиации особенно активно заговорили этой зимой, когда во Владимирском дворце бракосочетания открылась Гостиная примирения. 

— Появление Гостиной – это прорыв в развитии «примирительных технологий» в регионе.  Во всем мире медиация признана как доказавшая свою эффективность. И многие российские города уже имеют успешно работающие службы примирения в различных сферах жизни – семьи, бизнеса, межнациональных интересов…

Гостиная примирения – это давний совместный проект нашей организации и отдела ЗАГС города Владимира. Сейчас мечта сбылась во многом благодаря гранту Президента России, который получила НП ВРАМ: средства, выделенные Фондом президентских грантов, позволяют оплачивать работу медиаторов в Гостиной, так что для ее посетителей медиация бесплатна.

Елена Фомина на открытии Гостиной примирения.

— Всегда ли медиация примиряет стороны?

— Практика НП ВРАМ подтверждает общую статистику: с участием медиатора удается урегулировать до 80% конфликтов. Но даже когда нет полного примирения, медиация снижает накал агрессии. Люди начинают слышать друг друга, разговаривать, искать компромисс. В рамках проекта мы сосредоточены на урегулировании семейных конфликтов, чтобы ребенку обеспечить более экологичные условия жизни. Не первый год обсуждается необходимость вводить обязательную медиацию по семейным спорам, в которых затрагиваются интересы детей. Пока это не решено законодательно, медиация если и проводится, то платно. А наш проект защищает интересы детей в семьях, которым платная медиация недоступна.

                                       На стыке наук

— Некоторые считают, что медиатор – это тот же психолог… 

— Есть принципиальное различие: медиатор ищет причину конфликта и помогает его разрешить, а психолог работает с эмоциями человека, помогает ему понять себя и других. Безусловно, какие-то психологические приемы и знания мы используем, но наша профессия синтетическая, она появилась на стыке еще и юриспруденции, дипломатии, конфликтологии, педагогики и социологии.

Медиатор – беспристрастное третье лицо, профессионал в области урегулирования споров, владеющий методикой выхода из конфликта. Это специалист, который знает, как убедить стороны сесть за стол переговоров, наладить общение, создать условия для обсуждения острых вопросов. У него нет полномочий судьи: он не может навязать свое решение. Его задача – помочь сторонам услышать друг друга и увидеть варианты выхода из конфликта.

По своему опыту я знаю: медиация – это сила. Недавно медиативное соглашение мы заключили с парой, которая пять (!) лет ходила по судам и не могла прийти к компромиссу. А нам понадобилось несколько встреч, чтобы бывшие супруги пошли друг другу на уступки. Причем, если люди сами о чем-то договариваются, то они, как правило, соблюдают договоренности, а если, к примеру, суд обязал маму после развода позволять сыну общаться с отцом, а она этого не хочет, то папа может и не увидеть малыша: в дни встреч ребенок будет «вдруг» заболевать, уезжать к бабушке, на экскурсию… И на «бодание» с такой мамой могут уйти годы.

Приходите – вам помогут

— С какими проблемами идут к медиатору?

— Чаще всего при разводе конфликтуют из-за определения места жительства ребенка, по поводу алиментов, раздела совместно нажитого имущества, об определении порядка встреч бабушек с внуками… Конечно, каждый случай в чем-то уникален, но есть не просто ситуации, а настоящие узлы судьбы. Например, как объяснить детям, что мама достойна их любви, если они остались без нее еще дошкольниками, потом воспитывались в таборе, потом в детском доме, а затем в доме доброй состоятельной женщины, которая взяла их под опеку… Много лет мать мечтала вернуться к детям, готова отдать им всю нерастраченную любовь, а встречает отторжение и осуждение, непонимание и грубость. Но медиация умеет творить чудеса, и даже при таком раскладе постепенно удается убедить детей понять мать, пожалеть ее. А женщину практически отвести от опасной черты, за которой детей ждет настоящее сиротство.

— Сколько встреч включает медиация?

— Это очень индивидуально. Количество встреч может быть разным. Причем всем участникам конфликта не обязательно встречаться вместе – возможны отдельные беседы с каждым из супругов или другими заинтересованными сторонами, например, с родителями пары. Бывают и заочные сессии, например, по телефону. Только надо понимать, что полностью медиацию удаленно провести невозможно.

В рамках проекта по президентскому гранту мы проводим медиации с подростками, с членами семей алко- и наркозависимых.

После достижения взаимоприемлемого решения стороны сами решают, нужно ли его закрепить юридически и в какой форме. Если супруги уже обратились в суд, судья оформит мировое соглашение, прекращающее процесс.

— Как попасть на встречу с медиатором?

— Чтобы начать процедуру медиации, надо просто позвонить и назначить встречу в офисе НП ВРАМ или в Гостиной примирения. Наши телефоны: 8 (90) 645-58-83, 8 (904) 256-45-80, 8 (910) 777-36-46.

Кстати

Задавайте свои вопросы Елене Фоминой (evfomina@bk.ru) и читайте ответы на страницах нашего издания.

«МК — Владимир»