Вопросы юристу : дом для многодетных, жилищная субсидия и чего хочет опека

1029

Практически каждая медиация сопряжена с решением юридических тонкостей. По наиболее часто встречающимся ситуациям консультацию дает Михаил Фомин, юридический консультант проекта по развитию семейной медиации во Владимире:

Квартирный вопрос для многодетной семьи

— Моей дочери 35 лет у нее 4 детей. Живут они с родителями,  встать на очередь как молодая семья не могут,  так как уже возраст не подходит, а на получение жилья не берут заявление,  мотивируя тем, что у них есть прописка у родителей. В доме, кроме их семьи, прописаны родители, брат и их 6 человек. Ипотеку тоже нет возможности оформить: работает на данный период только муж дочери.

— Вопрос получения    жилья по договору социального найма  решается в соответствии с нормами и правилами, установленными Жилищным кодексом РФ. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Получить социальной жилье могут только определенные категории граждан РФ:

— граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях;

— малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях.

При этом малоимущими гражданами в этих целях  являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Например,  в г. Москве малоимущим признаются жители г. Москвы, если их имущественная обеспеченность меньше стоимости жилья, в котором семья нуждается с учетом нормы площади жилья на человека. Следовательно, если размер собственного жилья семьи больше общей площади необходимого жилья, выносится решение об отказе в признании лиц малоимущими гражданами.  Однако, для г. Москвы существует еще одно требование:  для признания гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении необходимо, чтобы он проживал в г. Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет и не совершал за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий повлекших ухудшение его жилищных условий.

Таким образом, следует учитывать правила, установленные органом местного самоуправления в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации, в котором вы проживаете. Итак:

  • Рассчитайте, являетесь ли вы малоимущим гражданином в целях получения социального жилья.
  • Подготовьте необходимые документы и представьте их в орган местного самоуправления, где вы проживаете.
  • В течение 30 рабочих дней после предоставления вами всех необходимых документов будет принято решение о признании вас малоимущим лицом, нуждающимся в социальном жилье, либо об отказе в этом. Отрицательный ответ можно обжаловать в судебном порядке.
  • В случае положительного решения  можно обращаться с заявлением о принятии вас на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в орган местного самоуправления по месту своего жительства либо через многофункциональный центр. Порядок ведения такого учета, форма заявления и перечень необходимых документов, утверждается органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минрегиона России от 25,02.2005  № 18.
  • В течение 30-дневного срока уполномоченные орган принимает решение о принятии на учет либо об отказе  в принятии на учет, в течение 3 рабочих дней вам выдадут (или направят по почте) документ о принятом решении. Отрицательный ответ можно обжаловать в судебном порядке.
  • После постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, вам предоставят социальное жилье в порядке очередности.

ВАЖНО знать, что статья 53 Жилищного кодекса РФ определяет последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. А именно: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Жилищная субсидия для многодетных

Наша многодетная семья (3 детей, я и муж) живет в однокомнатной квартире площадью 39,1 кв.м, взятой в ипотеку, когда был еще один ребенок. От юридической организации узнали, что имеем право получить какую-то безвозмездную жилищную субсидию от государства на улучшение жилищных условий. Якобы она дается на определенную сумму и плюс к ней наша семья своими силами (продав имеющееся жилье или подтвердив доход, взять ипотеку) должна добавить N сумму и приобрести жилье, соответствующее санитарным нормам в течение 6 месяцев. Существует ли такая помощь от государства, имеем ли мы право и шансы ее получить  и как действовать, куда обращаться? Заранее благодарю за ответ!

Во-первых:

Правительством Российской Федерации  от 17 декабря 2010 года  № 1050 разработана и принята подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы» Жилище» на 2015 — 2020 годы.

Программа обеспечивает  государственную поддержку в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий  и решает задачи по предоставлению молодым семьям — участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса и созданию условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома экономкласса.  Программа реализуется с 2015 по 2020 годы.

Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств, в том числе собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения.

В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства устанавливаются Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Социальные выплаты могут быть использованы только на цели, предусмотренные данными Правилами.

Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления, в соответствии с выпиской из списка молодых семей — претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

ВАЖНО:  Срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве.

Участвовать в этой программе имеют право молодые семьи, в том числе молодая семя,  которая имеет одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином России, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином России, и одного ребенка и более.

При этом  молодая семья должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
  2. Молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении;
  3. У семьи должны быть в наличии доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи:

  • поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.;
  • а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ  для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Социальная выплата предоставляется в размере не менее:

  1. 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с названными выше Правилами, — для молодых семей, не имеющих детей;
  2. 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с названными выше Правилами, — для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.

Расчет размера социальной выплаты производится исходя из:

  1. размера общей площади жилого помещения;
  2. количества членов молодой семьи — участницы подпрограммы;
  3. норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы.

Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по  субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты, составляет:

  1. для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок), — 42 кв. метра;
  2. для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного ребенка или более (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 или более детей), — по 18 кв. метров на одного человека.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей — претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия.

Социальная выплата предоставляется в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей — участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Во-вторых:

Если Ваша семья не подпадает под категорию, на которую распространяется действие названной выше программы (например,

возраст одного из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году  превышает 35 лет),  то следует обратиться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, где вы проживаете, и выяснить какие  дополнительные меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются в Вашем регионе.

Например: ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ   «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» определяет случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков.

Данный  Закон определяет  следующие основные понятия:

  • многодетная семья — лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее — одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц);
  • члены многодетной семьи — супруги либо одинокая(ий) мать (отец) и их дети в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы);
  • заявитель — один из родителей, усыновитель, отчим (мачеха), представляющий интересы членов многодетной семьи в отношениях, регулируемых настоящим Законом.

ВАЖНО:

В составе многодетной семьи не учитываются дети:

  • находящиеся на полном государственном обеспечении;
  • в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
  • в отношении которых отменено усыновление;
  • находящиеся под опекой и попечительством, в том числе дети, находящиеся в приемных семьях.

Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Обратите внимание:

Согласно данному Закону право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления:

  • члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
  • родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;
  • трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;
  • члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;
  • члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области.
  • члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.

При этом земельные участки бесплатно предоставляются в собственность многодетным семьям однократно. Кроме того,  земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях.

Ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков  осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет.

Перечень и порядок предоставления документов и сведений определяются Правительством Московской области.

Орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования Московской области в течение месяца принимает решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка и  направляет заявителю уведомление о принятом решении либо мотивированный отказ заказным письмом с уведомлением о вручении, а также электронным сообщением по адресу, указанному в заявлении.

Информация о постановке на учет многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков, а также информация о предоставленных бесплатно земельных участках многодетным семьям размещается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Основанием для отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного является несоответствие условиям, установленным вышеназванным  Законом, или предоставления недостоверных сведений.   Данный отказ может быть обжалован в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, постановлением администрации города Лобня Московской области от  16 февраля 2015 года   № 117  утвержден  Порядок проведения процедуры распределения земельных участков многодетным семьям, состоящим на учете в администрации города в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Действие данного Порядка распространяется на включенные в перечень земельные участки, предназначенные для предоставления многодетным семьям, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Лобня» Московской области, и на земельные участки, расположенные на территории городского округа Лобня, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования «Город Лобня» Московской области.

Распределение земельных участков между многодетными семьями осуществляется методом случайной выборки (жеребьевки) комиссией по распределению земельных участков многодетным семьям, состоящим на учете в администрации города Лобня в целях предоставления в собственность бесплатно земельного участка (далее — Комиссия), состав которой утверждается распоряжением администрации города Лобня.

Информация о дате, времени и месте проведения жеребьевки, а также перечень земельных участков, в отношении которых будет проводиться жеребьевка, размещаются на официальном сайте администрации городского округа Лобня не позднее чем за 30 календарных дней до даты проведения жеребьевки. Затем в течение 5 рабочих дней после размещения на официальном сайте администрации города Лобня указанной информации Управление земельных отношений администрации города Лобня  осуществляет информирование многодетных семей в порядке очередности о дате проведения жеребьевки.

Обратите внимание: Информирование многодетных семей осуществляется письменным уведомлением. При этом многодетная семья считается надлежащим образом уведомленной при направлении ей письма с уведомлением по адресу, указанному многодетной семьей в заявлении о постановке на учет в целях предоставления в собственность бесплатно земельного участка, или вручении уведомления под роспись.

Многодетные семьи, которые не желают получать предложенные к процедуре жеребьевки и опубликованные на сайте администрации земельные участки, вправе отказаться от участия в процедуре распределения путем подачи заявления об отказе в участии в процедуре жеребьевки, направленного на имя руководителя администрации города Лобня. Отказ от участия в процедуре распределения земельных участков (жеребьевке) оформляется заявлением по утвержденной  форме  и подается не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения жеребьевки. Подача заявления об отказе осуществляется путем личного обращения одного из родителей многодетной семьи с предъявлением документа, удостоверяющего личность, либо доставкой по почте заказным письмом.

ВАЖНО: В случае непоступления в установленный срок заявления об отказе многодетная семья считается выразившей согласие на участие в жеребьевке. Заявления от отказе, поступившие после установленного срока, к рассмотрению не принимаются. Семьи, направившие такие заявления, считаются выразившими согласие на участие в жеребьевке.

Процедура жеребьевки является открытой и общедоступной. Очередность участия многодетных семей в процедуре жеребьевки и распределения земельных участков определяется в хронологической последовательности исходя из даты постановки граждан на учет. После проведения жеребьевки сведения о порядковых номерах многодетных семей в Реестре и номера распределенных земельных участков в соответствии с Перечнем размещаются на официальном сайте администрации города Лобня. Оставшиеся после процедуры жеребьевки земельные участки остаются для последующего участия в следующей процедуре распределения земельных участков.

С учетом вышеизложенной информации и независимо от выбранного варианта решения  вопросов важно самостоятельно контролировать органы местного самоуправления, отслеживать необходимую информацию, размещенную  на официальных сайтах соответствующих государственных учреждений,  и  добиваться реализации  Ваших прав, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

Долги за коммуналку и права органов опеки

Может ли возникшая задолженность перед поставщиками коммунальных услуг являться основанием для вмешательства органов опеки и попечительства, для помещения детей в социальные учреждения (если нет других причин ограничивать родителей в правах)?

— Если отвечать прямо на поставленный вопрос, то напрашивается такой же прямой ответ: Конечно же,  нет! Возникшая задолженность перед поставщиками коммунальных услуг не может являться основанием для вмешательства органов опеки и попечительства, для помещения детей в социальные учреждения (если нет других причин ограничивать родителей в правах). Однако, поводом для реагирования и для  принятия определенных действий – может. Поэтому причина для беспокойства  родителей все-таки имеется.

Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. А семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Статья 54 Семейного кодекса  РФ закрепляет основополагающие    право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

В свою очередь статья 63 Семейного кодекса РФ определяет права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.  Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Таким образом,  воспитание своих  детей не только право родителей, но и их святая обязанность.

Вот теперь и возникает вопрос: А что если родители ненадлежаще выполняют свои обязанности, злоупотребляют родительскими правами? Это как раз и есть те случаи, когда  право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства. Понятно, что для этого нужны веские причины. Например, избиение, постоянное психическое и физическое насилие,  алкоголизм, наркомания и тому подобное.

Закон предусматривает следующие способы защиты прав ребенка в подобных ситуациях.

Во-первых, согласно статье 73 Семейного кодекса РФ суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (или одного из них) без лишения их родительских прав. Такое ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (или с одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим. К таким обстоятельствам закон относит психическое расстройство или другой хроническое заболевание, а также  стечение тяжелых обстоятельств и другие.

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

Во-вторых, согласно статье 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта компетентного органа.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения компетентным органом  акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Понятно, что данные нормы закона воспринимаются для нормальных семей чем-то ужасным и невозможным. Тем не менее,  к этим вещам следует относиться крайне внимательно. Именно органы опеки и попечительства обязаны проводить  обследование условий жизни ребенка и представлять  суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу вопроса. От того, какая картина положения детей (ребенка) сформируется у представителей опеки, будут зависеть их выводы в заключении.

ВАЖНО правильно понимать, что наличие долгов по ЖКХ само по себе не может служить основанием для отобрания детей. Это может быть лишь дополнительным фоном при принятии подобного решения.

Как правило,  основными претензиями к родителям, за которые следует отобрание детей, могут быть:

  • отсутствие работы (затяжное, при кризисной ситуации);
  • недостаток продуктов в холодильнике;
  • беспорядок (мусор, рухлядь, клопы, тараканы, нечистоты,  следы жизнедеятельности животных) и необустроенность в жилище;
  • отсутствие ремонта в доме, и как следствие этого – антисанитария,  отсутствие канализации и печное отопление;
  • дети находятся без присмотра родителей (хотя на момент проверки они могли быть со старшими братьями и сестрами, со знакомыми или даже родной бабушкой)  и тому подобное.

Понятно, что все это оценочные категории. Единственным основанием для экстренного изъятия ребенка из семьи  — это угроза его жизни и здоровью. Однако, в совокупности фактов, эти факты  могут быть существенными.

ВАЖНО учитывать, что органы опеки и попечительства в обязательном порядке опрашивают соседей, которые могут быть, в том числе, и заявителями жалобы на положение детей в семье. Часто о неблагополучии информируют врачи (например: замечают побои на теле у ребенка), а также сотрудники образовательных организаций. Так что с соседями  необходимо «ладить», а с представителями государственных   организаций, которые содействуют в воспитании и образовании ваших детей, важно находить взаимопонимание и компромисс.

Таким образом, главный СОВЕТ:

Если вы боитесь, что у вас органы опеки  могут отобрать ребенка, тогда нужно взять себя в руки,  ни в коем случае не кричать и тем более не оскорблять  представителей исполнительной власти, соседей, педагогов и врачей. Необходимо обстоятельно объяснить им ситуацию, возможно, попросить у них какого-нибудь содействия. В любом случае цивилизованный диалог поможет решить проблемы без крайних мер. Органы опеки призваны заботиться о детях и поэтому готовы всегда работать с семьей. Неправильная агрессивная реакция некоторых мам (отцов, опекунов, попечителей) может привести к тому, что работники опеки сочтут обстановку  в семье ненормальной, требующей срочного реагирования. Так что, лучше искать в представителях органов власти понимающих и сочувствующих людей, а не врагов и деспотов.