Вопросы юристу: сокращение декретницы, правила прописки и снижение удержаний по кредиту

17

Практически каждая медиация  сопряжена с решением юридических тонкостей. Наиболее часто встречающиеся ситуации поясняет Михаил Фомин, юридический консультант проекта по развитию семейной медиации во Владимире:

Сокращение декретницы

Я нахожусь в декретном отпуске: только летом моему младшему сыну исполняется 3 года. Мне позвонили с работы и сказали, что мою должность сокращают, что они приедут ко мне домой для вручения уведомления о сокращении. Законно ли такое увольнение?

Во время нахождения  работника,  пребывающего  в декретном отпуске, может возникнуть ситуация, когда работодателю потребуется по каким-либо причинам изменить штатное расписание и  сократить должность, которая сохраняется за таким сотрудником.  Возникает вопрос: можно ли  уволить по сокращению штата декретника?

При ликвидации предприятия,  при сокращении должности в штатном расписании работник должен быть уведомлен об этом за два месяца до увольнения. Прямого запрета в Трудовом кодексе РФ на то, чтобы уведомить о сокращении  находящегося в декретном отпуске сотрудника, нет. Тем не менее,  работодатель может  направить к такому  работнику на дом комиссию с листом под роспись о том, что уведомление о сокращении было вручено. В случае отказа работника поставить свою подпись в уведомлении о сокращении должности члены комиссии вправе составить об этом акт, который будет являться доказательством надлежащего уведомления работника.

ВАЖНО: Во избежание недобросовестности работодателя или его представителей нецелесообразно отказываться от вашей подписи. Более того, необходимо собственноручно поставить дату подписания данного уведомления, иначе  в акте о вручении вам уведомления об увольнении может оказаться недостоверная дата. Это может пригодиться, если в дальнейшем возникнет трудовой спор с  работодателем.

Правила прописки

Подскажите, правомерен ли отказ в регистрации по месту жительства  ребёнка 15-ти лет к матери из-за отсутствия  у него паспорта?

Во-первых, Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» утверждены Постановлением  Правительства РФ от 17.07.1995 N 713.

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Федеральной миграционной службы.

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать данные  Правила.

Во-вторых,  Приказ ФМС России от 11.09.2012 N 288 (ред. от 19.01.2015) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает  исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления этой государственной услуги.

То есть, для регистрации по месту пребывания гражданин представляет лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при его отсутствии — собственнику жилого помещения:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение № 2к Регламенту), подписанное гражданином и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении. Подписи заявителя и собственника (нанимателя) жилого помещения заверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов;
  • документ, удостоверяющий личность (предъявляется заявителем в целях идентификации получателя государственной услуги);
  • документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение для временного проживания). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 Регламента.

В свою очередь, для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение № 3к Регламенту);
  • документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренногопунктом 30 Регламента.

При этом заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).

ВАЖНО:  Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

  • паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
  • паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до истечения срока его действия;
  • свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
  • паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, при регистрации по месту пребывания.

Таким образом, данный перечень исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию государственными органами, осуществляющими регистрацию граждан по месту жительства. То есть регистрация ребенка 15 лет к матери из-за отсутствия паспорта невозможна, так как свидетельство  о рождении является документом, удостоверяющим личность гражданина Российской федерации только для лиц, не достигших 14-летнего возраста. Следовательно,   отказ в регистрации по месту жительства  ребёнка пятнадцати лет из-за отсутствия  у него паспорта правомерен.

Как установить минимальный процент удержаний по исполнительному листу

Суд вынес решение о взыскании с меня и мужа задолженности по кредиту договору  в пользу банка. Пристав  потребовал у Пенсионного фонда удерживать из пенсии каждого из нас по 50% доходов. Мы оба  инвалиды  II группы и нам не хватает денег на самые необходимые вещи (лекарства, питание). Просили судебного пристава уменьшить размер удержаний. Нам отказали, предложили просить отсрочки или рассрочки исполнения решения через суд.  Можно ли уменьшить размер удержания?

— Да, можно. Для этого необходимо подать ходатайство в районный отдел судебных приставов  об установлении минимального процента удержаний (например, 10%) из ваших пенсий,  мотивируя трудным материальным положением. К ходатайству приложите справки, подтверждающие факты, на которые вы ссылаетесь (в том числе справки о наличии у вас иждивенцев, если они есть).

При отказе (либо отсутствии ответа) вам необходимо будет подать жалобу на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя на имя старшего судебного пристава.

Если вам не ответят или предложат обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, или укажут, что  статья 99 Федерального закона ≪Об исполнительном производстве≫, устанавливая предельный размер удержаний (не более 50 процентов заработной платы и иных доходов), не ограничивает фактическую сумму удержаний величиной прожиточного минимума, как они это делают обычно. Тогда надо понимать,  что действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей нарушают ваши права и не соответствуют законодательству.

Следовательно, вы можете обратиться в суд с административным исковым заявлением  о признании незаконным действия (бездействия)  старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя выразившиеся, например, в ненаправлении ответа  на ваше ходатайство в установленные законом сроки; в нереагировании на вашу жалобу; в продолжении удержаний по 50% из пенсий несмотря на наличие сведений о её размере и соответствующего обращения. Кроме того,  в административном исковом заявлении необходимо просить суд   возложить на судебных приставов-исполнителей  обязанность устранить допущенное нарушение ваших прав и в кратчайшие сроки установить минимальные удержания в размере 10% из вашей  пенсии  по возбуждённым в отношении вас исполнительным производствам.

Административное исковое заявление   обосновать следующим:

Порядок рассмотрения заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, которые могут быть поданы на любой его стадии, определяется статьёй 64.1 Закона об исполнительном производстве.

Должностное лицо службы судебных приставов по результатам рассмотрения заявления, ходатайства выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, копия которого не позднее дня, следующего за днём его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 5 и 7 указанной статьи).

Судебный пристав-исполнитель приведённые законоположения не исполнил, на   ходатайство  об установлении минимального процента удержаний в размере 20 процентов из пенсий ответил письмом, поставленные  вопросы не рассмотрел.

В нарушение предписаний части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, содержащей открытый перечень исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель не запросил необходимые сведения, информацию, справки для установления обстоятельств, на которые ссылались  в ходатайстве административные истцы, ограничился лишь ссылкой на то обстоятельство, что законодательство об исполнительном производстве не предусматривает при обращении взыскания на заработную плату или иной ежемесячный доход должника учитывать такой критерий, как прожиточный минимум.

Действительно, федеральный законодатель, предусматривая в статье 99 Закона об исполнительном производстве возможность удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок исчисления размера такого удержания, в части 2 установил, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.

Исходя из буквального прочтения приведённой нормы, она не содержит запрета на установление размера удержания в максимальном пределе. Вместе с тем при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, установленные статьёй 4 поименованного закона: принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Поскольку положения части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель, получив ходатайство административных истцов, являющихся в исполнительном производстве должниками, обязан был проверить их материальное положение.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путём сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учётом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи  (постановление от 12 июля 2007 г. № 10-П и определения от 13 октября 2009 г. № 1325-0-0, от 15 июля 2010 г. № 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. № 350-О-О, от 17 января 2012 г. № 14-0-0  и   от   24 июня    2014 г.    № 1560-О).

Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и реализацию его социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений — конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.

Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, делая вывод о законности действий судебных приставов- исполнителей,не исследовали обстоятельства, на которые ссылались административные истцы.

ВАЖНО: Суду необходимо будет предоставить доказательства того, что пенсия является вашим единственным источником существования и после удержания платежей  ваша семья не обеспечена условиями, необходимыми для их нормального существования.   Если суд при рассмотрении дела не исследует его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, как неоднократно констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, оказывается существенно ущемлённым (постановления от 6 июня 1995 г. № 7-П, от 13 июня 1996 г. № 14-П, от 28 октября 1999 г. № 14-П, от 22 ноября 2000 г. № 14-П, от 14 июля 2003 г. № 12-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, определение от 5 марта 2004 г. № 82-0).

Обратите внимание: При подаче административного искового заявления необходимо учитывать процессуальные сроки.

  • Частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
  • Статьёй 122 Закона об исполнительном производстве  Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Если вы нарушили эти сроки, то обязательно укажите уважительные причины пропуска  срока и просите суд о его восстановлении.