Бизнес-споры: медиатора вызывали?

196

Да нет, не вызывали, скажет большинство руководителей и владельцев бизнеса. И хотя сегодня слово  медиация уже редко кого ставит в тупик, вместе с тем,  большинство людей искренне удивляются, увидев у меня на визитке слово медиатор. За удивлением, как правило, следует вопрос: «А медиатор – это кто?»

Более того, в глазах отечественных бизнесменов, медиатор – это человек, который начитался умных книжек про конфликты в бизнесе, а в жизни, как известно, всё бывает иначе.

Давайте поставим вопрос ребром: что может и знает медиатор такого, чего не знает и не умеет толковый, хорошо образованный и успешный руководитель или владелец бизнеса?

Во-первых: медиатор обладает специальными методами анализа и урегулирования конфликтов. Использование данных методов позволяет сторонам разрешать возникшие противоречия быстрее, лучше и дешевле.

Во-вторых: медиатор всегда на шаг впереди как в теории, так и в практике, поскольку специально отслеживает последние достижения в этой области как отечественные, так и зарубежные. Он собирает, систематизирует эти достижения и адаптирует их для практического использования. Для профессионального медиатора теория – это обобщённая практика.

В-третьих: медиатор — это всегда компетентный и нейтральный взгляд на ситуацию.

К моему глубокому сожалению, спрос на медиацию все еще остается неквалифицированным. Руководители и владельцы бизнеса плохо представляют себе, что можно ожидать от медиатора, а что от него требовать бессмысленно.

Предлагаю отделить «зёрна от плевел» и в сегодняшней статье поговорить об основных клиентских предрассудках, связанных с медиацией.

Сделайте это за меня

Совсем недавно у меня состоялся разговор с владельцем бизнеса, суть которого можно передать одной фразой: «Давайте я вам заплачу, а вы проведетё переговоры с ответчиком за меня».

Конечно, весьма соблазнительно переложить на кого-то свою обязанность думать, делать и принимать решение, а самому остаться в стороне и смотреть, что из этого выйдет.

Вот только это ваш бизнес, следовательно, ответственность за всё, что в нём происходит (включая и результат переговоров), лежит на вас и только на вас.

Как гласит народная мудрость: «Верблюда можно подвести к источнику, но нельзя заставить напиться».

Изложенное выше, не означает, что медиатор – совершенно безответственное лицо.

Медиатор – помогающая профессия. От его отношения к делу зависит качественное изменение, как отдельных людей, так и целых организаций. Именно по этой причине медиатор несёт персональную ответственность за всё, что он вам предлагает и делает.

Для полноты восприятия позволю себе провести ещё одну аналогию. Допустим, что вы решили отправиться в туристический поход, а местность вам совершенно незнакомая. Как сделать так, чтобы получить минимум проблем и максимум удовольствия? Разумно нанять проводника из числа профессиональных инструкторов. Он и местность знает, и маршрут поможет проложить, а случись чего, окажет квалифицированную помощь.

Что инструктор точно не делает, так это не определяет цель вашего путешествия (хотя и может помочь её сформулировать),  не идёт по маршруту вместо вас и не несёт ваше снаряжение. А если несёт, значит это носильщик, а не инструктор.

Таким образом, турист отвечает за определение цели и прохождение маршрута, а инструктор за помощь в его прохождении. Аналогию с бизнесом проведите сами.

Медиатор не может и не должен думать, решать и делать за клиента. А вот помочь ему переступить через свои эмоции, амбиции, стереотипы, заблуждения и ограничивающие убеждения, создавать дополнительные возможности для поиска альтернативных вариантов  — очень даже может.

Мы сами с усами

Один из самых живучих и вредных предрассудков, связанных с медиацией, звучит примерно так: «У нас в организации все хорошо. Я в состоянии сам разрешить любой конфликт. Зачем нам медиатор?»

Действительно, грамотный и хорошо обученный руководитель или собственник может играть роль медиатора или переговорщика, правда, при условии, что у него на это есть время, желание и нужные компетенции.

Нужна ли вам при этом помощь внешнего специалиста? Ответ зависит от конкретной ситуации и ваших возможностей.

В любом случае, до принятия решения стоит прояснить для себя следующие вопросы:

  • сможете ли вы выполнить эту работу самостоятельно и с нужным уровнем качества?
  • какие для этого потребуются ресурсы, и есть ли они у вас?
  • рентабельно ли выполнять эту работу собственными силами (по времени, по затратам управленческой энергии, по деньгам и т.д.)?

Конечно, и при обращении к медиатору вам придётся вкладывать время и деньги, но уже в значительно меньшей степени, поскольку истинный профессионал «заточен» на экономию времени клиентов, да и путь к достижению взаимоприемлемого соглашения будет гораздо короче.

А есть ли у вас опыт работы в нашей отрасли?

Миф о собственной уникальности и специфичности один из самых популярных. «Чем же вы нам поможете, если не работали в продажах, строительстве, энергетике…. т.д.»?

Уважаемые руководители и собственники, вы сами разбираетесь в той области, в которой работает ваша компания? Полагаю, что да, иначе бы вы этим не занимались.

А ваши сотрудники разбираются? Думаю, что ответ также будет утвердительный, иначе эти люди не работали бы в вашей компании.

А вам нужен ещё один продавец, строитель, энергетик, водитель и т.д.? Полагаю, что нет, так как подобных специалистов в вашей компании и так предостаточно. Кто вам действительно необходим, так это специалист по урегулированию конфликтов в бизнесе.

Ну, а если в процессе переговоров ему понадобится дополнительная информация об отрасли, технологии, рыночной ситуации и т.д., вы легко расширите его «картину мира» до необходимых границ.

Методы и принципы медиации универсальны, поэтому действуют в любой компании независимо от отрасли, размера и состояния рынка.

Он, что умнее меня?

Суть этого предрассудка можно выразить следующей фразой: «Я не знаю, как урегулировать спор без суда, а медиатор говорит, что знает. Он что – умнее меня?»

Очень может быть, что и не умнее. Однако медиатора специально учили решать задачи подобного рода. Он располагает нужным инструментарием и методологией.

Для лучшего понимания рассмотрим аналогию. Вы умеете водить машину? Отлично!

А Вам приходилось пользоваться услугами такси? Скорее всего, да. Значит ли это, что водитель такси водит машину лучше вас? Вовсе не обязательно, но если вам необходимо доехать из точки «А» в точку «Б», то почему бы не воспользоваться услугами другого профессионала?

         Медиация в бизнесе – это не когда «умный» медиатор учит «глупые» стороны как «правильно» разрешить спор; медиация в бизнесе – это процесс, в котором профессиональный посредник помогает конфликтующим сторонам достичь взаимоприемлемого соглашения в споре путем переговоров, оставляя у сторон контроль над принятием решения и условиями соглашения.

Таким образом, если вы заинтересованы в том, чтобы снизить риски управления конфликтами, повысить эффективность разрешения споров, уменьшить затраты на судебные издержки, усилить репутацию компании – вызывайте медиатора.

Покровский Алексей Николаевич,

сертифицированный медиатор, адвокат, член Адвокатской палаты Московской области, заместитель руководителя комитета по консалтингу Межрегиональной общественной организации «Московская Ассоциация Предпринимателей», член команды медиаторов М2В.

По материалам сайта Медиация в бизнесе