Ну вот, теперь владимирцы увидели на практике что такое арт-медиация и для чего нужны арт-медиаторы. Кто еще не приобщился, может восполнить пробел: до 22 января выставка «Искусство быть» открыта в «Палатах» и во «Флигеле».
«Экспонаты руками трогать!» — такую табличку вполне можно было разместить среди экспонатов выставки «Искусство быть: запредельно близко» в музейном центре «Палаты» и в центре современной культуры «Флигель». Во многом необычную для Владимира выставку организовал благотворительный фонд «Гольфстрим», созданный Мариной Зубовой.
«Я и президент фонда Марина Зубова — мамы детей с особыми потребностями, поэтому мы и создали благотворительный фонд, который вот уже почти 12 лет занимается инклюзией. Мы рады представить выставку „Искусство быть: запредельно близко“ во Владимире, и, как нам кажется, говорить об инклюзии с помощью языка искусства — это очень красиво», — сказала Виктория Якимова, вице-президент фонда на вернисаже.
Фото фонда «Гольфстрим»
Фото фонда «Гольфстрим»
В основе проекта «Искусство быть» заложен принцип активного и деятельного вовлечения зрителей в диалог с произведением искусства и друг с другом. И проводниками на этом пути выступают волонтёры, прошедшие обучение школы арт-медиаторов, организованной благотворительным фондом «Гольфстрим». Это тоже новое начинание для нашего города.
«Наша выставка очень современна по своей сути. Здорово, когда посетителя встречает не просто экскурсовод, а арт-медиатор, посредник между искусством и зрителями, помогающий посетителям выставки наладить воображаемый диалог с художниками и их творениями. Найти собственную точку зрения, свою картину мира на основе того, что человек видит, исследует и воспринимает».
«Во Владимире 27 волонтеров выразили желание стать арт-медиаторами. За две с половиной недели они приняли участие в десяти занятиях разного формата: лекции, мастер-классы, психологические тренинги. Наши специалисты рассказывали про современное искусство и арт-объекты, представленные на выставке. Часть занятий была посвящена современному направлению культурной деятельности — непосредственно арт-медиации. Волонтёры учились взаимодействовать с людьми со специальными потребностями, понимать людей с нарушениями зрения, особенностями слухового восприятия, ментальными отклонениями. Мастер-класс по актёрскому мастерству был призван помочь арт-медиаторам чувствовать себя непринуждённо при общении с разной аудиторией, ощущать себя комфортно в пространстве выставки, интересно рассказывать посетителям об экспонатах», — объясняет важность подготовки Наталья Малкина, куратор проекта «Искусство быть», сотрудник благотворительного фонда «Гольфстрим».
«Искусство быть: запредельно близко» — инклюзивная выставка, и волонтёры, знакомящие зрителей с арт-объектами, должны быть готовы к различным форматам коммуникации, к взаимодействию с особой аудиторией.
«Культурной нормой развития людей является их право ощущать себя полноценными, общественно-полезными членами социума. Широкий простор для этого открывает сфера инклюзивного искусства, когда погружение в творения художников позволяют участникам увидеть и представить иную картину мира и расширить горизонты. Наша главная задача — помощь и поддержка людей с особенностями здоровья. Арт-объекты, которые представлены во Владимире, носят реабилитирующий характер, положительно воздействуют на психоэмоциональное состояние, несут положительные эмоции. Этим проектом мы даём понять всему обществу, что можем быть вместе и поддерживать друг друга», — считает Марина Зубова, президент и учредитель благотворительного фонда «Гольфстрим».
Небольшое пространство выставочного зала заполняют фантастические объекты. Нет необходимости догадываться, что хотел сказать художник. Нужно просто дать волю фантазии, включить чувства и эмоции, усилив их тактильными ощущениями. Среди авторов работ, представленных на выставке, есть художники с особенностями развития и те, кто близко знаком с проблемами таких людей. Для них это не просто объекты современного искусства, но в большей мере попытка показать другой мир, не всегда понятный обычным людям.
Запредельно близко, почти вплотную к зрителю подступает иная действительность, та, в которой живут люди, иначе слышащие, видящие, ощущающие этот мир. Как научиться его понимать, взаимодействовать с ним, не нарушив хрупкого равновесия? Прикоснуться, но бережно; помочь, но корректно; принять, но только искренне. Задача инклюзивной культуры — объединять и искать общие пути. «Искусство быть: запредельно близко» ищет ответы, удивляя и завораживая.
Наталья Малкина рассказывает о проектах, представленных в музейном центре «Палаты»:
«В экспозиции семь арт-объектов. Они очень разные. К примеру, „Ткань слуха“, автор которого слабослышащая художница Валентина Андреева, — это полотно, сотканное из шёлковых полос. Издалека кажется, что оно цельное. Но если посмотреть ближе, станет видно, какое оно хрупкое, нежное, с разрывами нитей. Валентина рассказывает, как она воспринимает мир, как слышит звуки — с некоторыми провалами, фрагментарно. Благодаря тому, что этот объект разрешается потрогать, зрители могут в прямом смысле прикоснуться к миру людей с особенностями».
«Очень интересна интерактивная аудио-инсталляция „Панграмма“ Анны Мартыненко. Панграмма (с греч. „все буквы“) — это текст, где использовано как можно больше букв алфавита, по возможности без повторов. Пять объектов инсталляции — скульптуры голосов, разных людей, произносящих фразу „Съешь ещё этих мягких французских булок да выпей чаю“. Анна создала программу, которая преобразует мужские и женские голоса разного тембра, различной высоты в объёмные видимые образы неповторимой формы. Компьютерные модели художница воплотила в гипсовые, которые позволяют на ощупь определить индивидуальность человеческих голосов. Вы тоже можете увидеть на экране образ собственного голоса, сказав что-либо в микрофон».
«Работа Дарьи Яковишиной „Отражение исчезающего времени“ привлекает внимание всех посетителей. То ли это огромный колодец, то ли поверхность Луны. Над инсталляцией расположено большое круглое зеркало. Как и другие экспонаты выставки, эту инсталляцию можно трогать. От прикосновений краска с объекта стирается. Изначально полностью белый, он меняет цвет, таким образом, зрители становятся отчасти авторами нового произведения. Глядя в зеркало, в котором отражаются наши руки, взаимодействующие с объектом, мы смотрим на себя как бы со стороны».
«Инсталляция Яны Васильевой „Остров камней и равновесие“ — это короб сложной формы, металлическая ковка, коряги с яркими скульптурами из папье-маше, мелкие камушки. Это прообраз настоящего сада художницы. Мы можем создавать свой сад, переставляя местами все элементы».
Зрительская аудитория выставки необычайно разнообразна. Проект привлекает внимание и специалистов. Арт-терапевта Марию Шаменову в МЦ «Палаты» привел профессиональный интерес:
«Как это здорово, что появилась возможность показать и рассказать, насколько необычайны люди, которых порой принято считать не такими, как мы. Я шла на эту выставку, испытывая трепет и волнение. Боялась, что нам, например, завяжут глаза, или мы будем в темноте: нас лишат привычных способов восприятия. Но организаторы выставки смогли так доходчиво объяснить, какое оно — другое мировосприятие».
«В моём понимании до слабослышащих людей звук доходит как сквозь воду. Или он очень тихий. А здесь оказывается, что слух, звук — это такая нежная, хрупкая канва с прорехами. Про каждый из арт-объектов можно рассказывать отдельно. Вот я один из них увидела, как метафорическое изображение меня. Удивительно, как художники показали не только многогранность мира, но и то, что он может быть другим настолько, что мы даже не можем это придумать».
«Вот я смотрю на инсталляцию „Остров камней и равновесие“ и вижу, что это металл, коряги, папье-маше. И в то же время это какая-то иная парадигма мышления. Это потрясающе», — говорит Мария.
У каждого арт-объекта своя история, нередко печальная. Работа Яны Васильевой — это воспоминание о садике её мамы. Начав терять зрение, она стала создавать сад камней, чтобы не утратить память о красоте мира. А ещё это связь с Владимиром: одну из коряг Яна нашла на берегу Клязьмы. Местный артефакт есть и в мультимедийной инсталляции «Топография хрупкости» Павла Булгакова, Александра Саленкова и Елены Скрипкиной.
Старая дверь в центре композиции найдена Еленой в Суздале. Неясно, куда она ведёт и почему о ней некому позаботиться, но цветы перед дверью растут сами по себе, оживляя картинку.
На стене — оттиски старых фото в технике цианотипии с изображениями оленей. Вся инсталляция — это сообщение о том, что мир людей с особыми потребностями достаточно хрупкий. Иногда они нуждаются в помощи, а иногда наше вмешательство может быть лишним.
Грань очень тонка, нужны такт и внимание, чтобы не навредить.
Арт-медиатор Виктория Боровых включилась в проект неожиданно для себя, но уверена, что не случайно:
«Сначала хотелось понять, что такое современное искусство, потому что я его не чувствовала, не понимала, не видела в нём смысла. Ещё было важно разобраться, как в это вовлечён пласт людей с особенностями развития, с которыми я прежде близко не взаимодействовала. Все лекции и мастер-классы в школе были потрясающие. Опыт, которого Владимир не знал и не видел прежде. Я понимаю, что это багаж, который я буду использовать в своих индивидуальных проектах, возможно, в каких-то медийных историях».
«На занятиях мы обсуждали специфику работы арт-медиатора: как работать с людьми, какие вопросы задавать, идти за аудиторией или, наоборот, вести её за собой. Все объекты этой выставки — открытия. И тут не нужна экскурсия. Невозможно рассказать что-то помимо того, что сам зритель сможет увидеть, и главная наша задача — дать ему это почувствовать. Хотелось бы продумать, как в такие проекты можно вовлекать студентов и школьников, особенно совместно с группами учеников из специализированных школ. Возможно, тогда ребята начнут по-другому реагировать на мир. Ведь после посещения этой выставки, даже в качестве зрителя, ты выходишь уже другим».
Сломать привычные стереотипы — ещё одна задача проекта. Кураторы выставки сделали это, выбрав второй выставочной площадкой ЦСК «Флигель», резиденцию авангарда во Владимире. Здесь разметили интерактивную инсталляцию «Быть внутри» Валерия и Юлии Казас.
Этот арт-объект разрешается не только трогать. Можно стать частью композиции, уютно устроившись на большой зелёной подушке или в бассейне с шариками.
«Меня в истории с организацией поразили люди из фонда „Гольфстрим“. Изначально выставку планировали проводить в „Палатах“, но поскольку это современное искусство, кураторы, приехав во Владимир, забежали во „Флигель“. Им очень понравилось наше пространство, и они приняли решение, что часть экспозиции разместится у нас, во дворе центра современной культуры. Но для этого потребовалось урегулировать множество вопросов».
«Чтобы арт-объекты не пострадали от снега или дождя, был построен павильон, оборудован пандус — так выставка стала доступной для разных зрителей. Впечатляет желание организаторов сделать такое для нашего города, чтобы как можно больше людей увидели выставку, познакомились с инклюзивной культурой, задумались», — делится эмоциями создатель «Флигеля» Анастасия Вавилова.
Понять мир другого человека можно только через собственный опыт. И если к объектам этого мира можно прикоснуться — по-настоящему, руками, ощутить их, возможно, этот мир станет нам ближе. Во всяком случае, надо попытаться, ещё есть время. Выставка «Искусство быть: запредельно близко» будет работать на обеих площадках города Владимира до 22 января 2023 года.